для чего нужна ранняя профориентация
Актуальность и необходимость ранней профориентации детей дошкольного возраста
евгения воробьева
Актуальность и необходимость ранней профориентации детей дошкольного возраста
Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. (2сл)
Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций(3сл)
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К. Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.
А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Педагоги Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
Т. И. Бабаева и А. Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).(4сл.)
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:
— ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней.
Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть,. быть капитаном, врачом и т. д. (5сл)
Что говорят известные педагоги и психологи о детской игре?
В. А.Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Школа правильно руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем чтение. (Фабр Ж.)
В игре детей есть часто смысл глубокий. (Шиллер И.)
Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых. (Корчак Я.) (6сл)
Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. (Макаренко А. С.)
Игра — отражение жизни. Подавляющее большинство игр детей посвящено отображению труда людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности.
Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
1. Технология проектной деятельности. Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
2. Технология исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:
— опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;
3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр. Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
4. Технология интегрированного обучения является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. (7сл)
Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учётом следующих принципов:
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
Раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
В ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора дошкольников о мире профессий.
Целью ранней (детской) профориентации в ДОУ является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.
В практике с дошкольниками по ранней профориентации педагоги используют разнообразные методы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной.Среди них:
Наглядные (живые образы,к которым относятся: (8 сл.)
рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.
Словесные,которые включают: (9 сл.)
малые фольклорные формы
высказывания и сообщения
обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
игровые обучающие ситуации
Игровые,к которым относятся:
Нужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует продуктивной детской деятельности.Это:
обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
обсуждение труда и его результатов
В своей работе по данной проблеме используем разнообразные формы и методы: (11 сл.)
Экскурсии: Экскурсия – это важное средство развития представлений о труде взрослых, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия (хлебо-булочный магазин- продавец,библиотека).
Сюжетно-ролевые игры: Именно через организацию сюжетно-ролевых игр формируются первичные представления о мире профессий и проявляется интерес к профессионально-трудовой деятельности.Сюжетно-ролевые игры позволяют удовлетворить основные потребности ребенка: познание окружающего мира, активные движения, общение, стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок обогащается, преобразуется его субъективный опыт как важный источник собственного развития.
Доктор, библиотекарь, пожарник, регулировщик, почтальон, швея, моряк, парикмахер.
Беседы: в ходе которых дети знакомятся с названиями и сущностью различных профессий.
Дидактические игры, наглядные пособия.
Театрализация: в ходе театрализованной деятельности у детей развивается общечеловеческая универсальность способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для детей театрализованное представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
Продуктивная деятельность (рисование)
ИКТ технологии: дают более подробно углубиться в мир профессий и детально разобрать значимость того или иного вида деятельности.
Работа с родителями: Совершенно очевидно, что работа педагогов детского сада по ознакомлению детей с трудом взрослых не может принести (12 сл) желаемых результатов без соответствующей пропаганды среди родителей. Наша задача донести до сознания родителей, что знакомство ребенка с их трудом – это фактор огромного воспитывающего значения; что ребенок, зная, чем заняты отец и мать на производстве, проникается к ним особым уважением; что вместе с этим возвышается и их авторитет в глазах растущего человека. Воспитательный эффект труда повышается, если ребенок проявляет интерес к нему.
Профориентационная работа строится на проведении занятий с использованием картинок, изображающих людей разных профессий, их рабочих мест, орудий труда.
Дошкольный возраст – эмоционально-образный этап, когда знания о конкретных формах труда, профессиях накапливаются через визуальное восприятие, интерпретацию образов,Также воспитанники имеют возможность наблюдать за трудом сотрудников детского сада: воспитателей, медсестры, заведующей, повара. (13 – 14 сл.) Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации. Надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.
Нам бы хотелось, чтобы именно наши дети не ошибутся в выборе профессии!
Могут ли тесты на профориентацию помочь определиться со специальностью
Профессиональная ориентация дает возможность ответить на один из важных жизненных вопросов — в каком карьерном направлении развиваться. Чаще всего им задаются старшеклассники, и хотя выбор профессий на современном рынке труда широчайший, куда идти учиться после школы, подростки часто не представляют.
По данным международного проекта по оценке образовательных достижений учащихся PISA, более полумиллиона молодых людей в возрасте 15 лет из 79 стран выражают интерес к ограниченному количеству профессий. Треть из них хотят работать всего по десяти традиционным специальностям, среди которых врач, учитель, инженер, ученый, менеджер.
В каком возрасте стоит определиться с профессией
Чаще всего выбор профессии происходит в спешке, в 10 или 11 классе. Выпускники попадают под жесткий пресс: общество и родители требуют от ребенка как можно скорее определиться с будущим, выбрать вуз, начать готовиться к экзаменам. Отсюда и скорый выбор, который может стать ошибочным.
Однако в мае 2021 года в России был принят закон, по которому в университетах и колледжах теперь можно получить сразу несколько квалификаций. Студенты сначала учатся два года, получают общие знания по предмету, и только потом должны выбрать узкое направление и начать углубленно его изучать. Причем во время обучения будущий специалист сможет набрать себе дополнительные предметы, собрать собственный конструктор из знаний и навыков. Предполагается, что так вузы смогут предлагать рынку труда актуальных специалистов, в которых он действительно нуждается.
Для начала профориентации некоторые специалисты считают оптимальным возраст 10-12 лет. Это еще не «колючие» подростки, дети в этом возрасте наиболее отзывчивы, открыты и уже достаточно сознательны, чтобы воспринимать сложную информацию и думать о будущем.
Начинать определяться с делом жизни можно еще раньше: существуют опросники для младших школьников — 2-4 класса. Американские исследователи Ричард Аугер, Энн Блэкхерст и Кай Хертинг Уаль отмечают, что уже в четыре года дети с интересом играют «в работу», обсуждают, кем станут, когда вырастут. Правда, у такого подхода есть существенный минус: велик риск лишить своего ребенка детства. Кроме того, с тех пор предпочтения могут еще не раз поменяться.
Тесты на профориентацию
Самый простой, удобный и быстрый способ понять, в каком направлении двигаться — это онлайн-тесты. Их много, они доступны, пройти исследования можно прямо из дома в любой момент. Тесты определяют темперамент, особенности мышления, склонности и профессиональные интересы. Правда, такие домашние опросники не вполне надежны, а в случаях с детьми и вовсе врут. У ребенка часто меняются вкусы и интересы, что не может не отразиться на его ответах.
Гораздо более достоверны исследования, предлагаемые в центрах профориентации. Все они так или иначе базируются на пяти классических теориях: теории Джона Льюиса Холланда, «я-концепции» в теории карьерного развития Дональда Сьюпера, теории адаптации к работе, теории исключений и компромисса Линды Готтфредсон, социально-когнитивной карьерной теории. Методики появились еще в середине XX века и в различных модернизированных формах существуют до сих пор. Вариаций тестов сотни, ниже рассмотрены несколько самых популярных.
Даже если тест поможет с выбором профессии, он не даст никакого понимания, как и где этому научиться. На все дальнейшие вопросы — об актуальности выбранной работы, ее интересности, ценности, зарплаты, о выборе учебного заведения — предстоит искать ответы самому человеку.
Как помочь ребенку выбрать профессию
Словенский школьный психолог Роберт Пене Зор считает, что самый важный фактор при выборе профессионального пути — это семья ребенка. «На этапе принятия решения о выборе будущей профессии абитуриентам необходимо как можно больше информации», отмечает он. Расширить представление ребенка о современном рынке труда могут родители:
Профориентация для взрослых
А что делать, если, отучившись в техникуме или вузе и начав работать по специальности, человек понял, что совершил ошибку? В каком возрасте не поздно переучиться?
Профориентологи считают, что в любом. Известный советский и российский профориентолог Евгений Климов считал, что человек обязательно должен иметь хобби. В какой-то момент оно может стать делом жизни. В 40 с лишним лет уйти с работы, которая приносит доход, непросто, даже если она нелюбимая. Найти себя, переучиться, отыскать новое место тоже тяжело. Хобби или деятельность, которой можно заниматься на досуге, может обеспечить плавный переход.
Профориентация по-новому
В России о профориентации как о научном направлении заговорили в 1970-х годах. В индустриальном обществе и экономике она была необходима. Исследователи пытались придумать, как на определенные рабочие места найти подходящих людей. Тогда и родилась идея: узнаем сильные и слабые стороны человека, выясняем, что он знает и умеет, что у него хорошо получается — и предлагаем ему приемлемые специальности. И долгое время это работало. Однако с тех пор прошло почти полвека. Уже нет той страны, изменился рынок труда и экономика. Профориентация не могла остаться прежней. Карьеру больше не выбирают, а конструируют.
Екатерина Павленко, младший научный сотрудник Центра социологии культуры Института образования НИУ ВШЭ:
«Раньше понятия «выбор профессии» и «выбор карьеры» означали одно и то же. Сейчас это разные вещи. В современном мире нужно уметь конструировать карьеру. Для этого явления пока нет адекватно переведенного термина. В международном контексте это звучит как career guidance, career education. В России до сих пор используется термин «профориентация». Современный рынок труда предлагает новые типы карьер и траекторий: фриланс, работа из дома, гибкость и междисциплинарность. Все движется к тому, что узкодисциплинарные знания начинают пересекаться. Например, успешным будет программист, который еще и разбирается в социологии или дизайне, который к тому же коммуникабелен, может найти специалистов под свою задачу, имеет зачатки исследовательских навыков, умеет искать информацию. В университете этому не учат, но на современном рынке труда эти навыки уже могут рассматриваться как отдельный капитал».
Профессии будущего
Какие специалисты будут необходимы через 15-20 лет, предугадать практически невозможно. Мир меняется очень быстро и непредсказуемо. К примеру, одна из самых популярных сегодня профессий — ИТ-специалист. «Работа.ру» и «СберИндекс» провели совместное исследование, согласно которому каждый восьмой россиянин (13%) назвал профессию айтишника самой перспективной в 2021 году. На программистов приходится 11%, еще по 1% опрошенные отдали разработчикам и системным администраторам.
Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профориентации Центра «Гуманитарные технологии»:
«Сама специальность «программист» — это очень широкое понятие. Есть backend-разработчики, frontend-специалисты, есть более универсальные full-stack developers. У каждого — свои язык программирования и функционал. Языки программирования — это вообще целая вселенная. Они трансформируются и, возможно, что дальше будут очень серьезно меняться. Если я знаю только один язык и не учу второй — вряд ли мне это может серьезно помочь. Но если я хорошо понимаю в алгоритмах, то дальше выучу любой язык либо создам новый. Поэтому самый главный навык программиста — это умение выстраивать сложные алгоритмы».
Сегодня на зарубежном рынке труда профессии, связанные с информационными технологиями и разработкой, еще более желанны, чем в России. В рейтинге социальной сети для поиска деловых контактов LinkedIn (на территории РФ сайт заблокирован Роскомнадзором с 4 августа 2016 года), среди 15 наиболее перспективных профессий 2020 года 12 позиций занимают эти направления. Список возглавляет специалист по искусственному интеллекту, дальше почти без отрыва идут инженер-робототехник, аналитик данных, full-stack разработчик, инженер-программист, специалист по компьютерным приложениям, дата-инженер, специалист по кибербезопасности, back-end разработчик, специалист по облачным технологиям, JavaScript-разработчик.
Однако это не значит, что так будет всегда. Компьютерные системы становятся все сложнее. Возможно, что такого количества разработчиков просто не понадобится, когда все нужное уже будет придумано.
Кирилл Кузнецов:
«Я бы осторожно предположил, что на горизонте пяти-десяти лет полезным окажется навык предпринимательства. Его не хватает уже сейчас. Активно будет развиваться все, что связано с продажами. Сюда входит огромное количество профессий, среди которых популярны маркетолог, менеджер по продажам. В крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, уже сегодня 60% занятости находится в сфере услуг. С постепенным переходом к ней связана любая постиндустриальная экономика. Я бы также выделил медицину, как перспективное направление будущего. В прошлом году мы все могли видеть резкий рост спроса на медиков. Люди все больше будут заботиться о своем здоровье. Россия — стареющая страна, поэтому направление семейных врачей набирает обороты. Причем, думаю, что слово за частным сектором, который на рынке медицинских услуг сейчас не очень развит (не берем в расчет крупные города и стоматологов, востребованных даже в небольших населенных пунктах). И, думаю, будет спрос на педагогов и психологов».
Никто не знает наверняка, каким будет мир через 15 лет. Мы можем угадать или нет с нашими предположениями. Однако дать ребенку не рыбу, но удочку и самому следить за трендами — вполне в нашей власти.
Профориентация в раннем возрасте: за и против
Времена меняются
С каждым десятилетием конкуренция на рынке ужесточается. Согласно исследованию Millennial Branding и Randstad US, поколение Z, родившееся в середине 90-х на Западе и начале 2000-х в России, сознательнее и целеустремленнее в вопросах будущей работы, чем их предшественники, поколение Y начала 80-х годов. 17% из них стремятся начать собственный бизнес, этот показатель на 55% больше, чем у поколения Y. Но многие родители продолжают следовать старой схеме, когда вплоть до старших классов ребенок предоставлен сам себе, а затем в 9-м или 10-м классе от него внезапно требуют профессионального самоопределения. Есть и счастливые исключения, когда ребенок рано осознает свое призвание, и далее уверенно развивается в выбранном направлении. Но всерьез надеяться на это можно не более, чем на выигрыш в лотерею.
Широкий кругозор — с раннего возраста
Обратная сторона
Однако профессии, о которых вы рассказываете ребенку в детстве, могут уже исчезнуть, когда он вырастет. Исследований на тему перспектив замещения людей роботами с каждым годом проводится бесконечно много. Их выводы схожи: например, по исследованиям Карла Фрея и Майкла Осборна, в США к 2033 году из-за роботизации исчезнет 47% рабочих мест. По данным мирового банка, в Китае их доля составит 77%. Это не означает, что ребенку вовсе не нужно знать о разнообразии профессий на данный момент, его кругозор необходимо развивать, а интересы поддерживать. Ведь задача родителя помочь ребенку обрести вдохновляющее занятие, способное перерасти в профессию, гарантирующую получение удовольствия от работы, а также финансовый успех и признание.
Как быть
Для многих родителей профориентация означает контроль выбора ребенка. Это не так. Предоставьте ему свободу выбирать, и он сможет почувствовать ответственность за свои решения. Пусть приучается к активной жизненной позиции, начиная с таких мелочей как выбор одежды и еды.
Важно оказывать ему эмоциональную поддержку, которая выражается во внимании и интересе. Это поможет ребенку почувствовать значимость своих увлечений и даст уверенность в собственных силах. Он не должен находиться в страхе, неопределенности и под вашим давлением. Всегда будьте на его стороне.
Не мотивируйте похвалой постоянно. Интерес к деятельности ценен сам по себе, именно он мотивирует ребенка осваивать новое и гарантирует результат. Захваливание опасно тем, что может подменить собой цель труда. Не допускайте ситуации, когда ребенок стремиться получить одобрение, а получение новых навыков — только средство для этого.
Предоставляйте ему возможность попробовать разные виды деятельности — как через тематические игры в профессии, так и с помощью детских кружков. Следите за тем, что увлекает его больше всего, и поддерживайте этот интерес. Пусть вас не пугает резкая смена увлечений. Поощряйте социальную активность — для поиска своих интересов человеку важно общение как со сверстниками, так и со взрослыми людьми, которые способны вдохновлять.
У ребенка обязательно должна быть обратная связь о его слабых и сильных сторонах. Но не оценочные суждения! Успех не всегда приходит к самым способным, чаще его добиваются самые упорные и трудолюбивые. Приучите его к мысли, что даже ошибки и неудачи — это не трагедии, а новые ориентиры для развития.
Если вам удастся вырастить в ребенке уверенность в себе и своих силах, а также расширить его кругозор и дать любовь к познанию всего нового — будьте уверены, что он сделает правильный выбор в профессии.